Оформление земельного участка под многоквартирным домом

Полезные советы в статье на тему: "Оформление земельного участка под многоквартирным домом" от профессионалов для понятным людей языком. При возникновении вопросов обращайтесь к дежурному юристу.

Как оформить землю под многоквартирным домом в собственность

Около 2/3 населения нашей страны живет в многоквартирных домах. И далеко не все знают, что при приобретении квартиры в таком доме человек получает право на участок земли, расположенный под ним. Однако это право нужно закрепить документально – оформив землю в собственность.

Правовая информация

Согласно российскому Жилищному кодексу участки земли под многоквартирными зданиями, построенным позже 2005 года, признаются собственностью хозяев квартир в этих них автоматически.

Что же касается жилых строений, которые вели в эксплуатацию до 2005 года, участки под ними необходимо оформить в собственность – государство передает их владельцам квартир безвозмездно.

[1]

При этом требуется соблюсти несколько важных условий:

— у участка есть план, на котором обозначены граничащие рамки, определенные местным органом власти;

[2]

— участок под домом внесен в Росреестр;

— на этот участок разработан кадастровый план.

Поскольку участок земли под многоквартирным домом является общим имуществом всех жильцов, все изменения, связанные с ним, могут быть внесены и приняты только на общем собрании жильцов. Для того, чтобы такое решение считалось принятым, за него должны выступить не менее половины хозяев квартир.

Оформляем участок

Этап 1. Прежде, чем начинать процедуру оформления участка, узнаем, кому он принадлежит в данный момент. Для этого можно:

— посмотреть кадастровую карту на официальном сайте Росреестра, которая позволяет разглядеть территорию города и подробно изучить все сведения об участке;

— проверить наличие налоговых платежей – по правилам, владельцы домов обязаны с 2015 года ежегодно уплачивать налог на землю.

Этап 2. Выясняем, сформирован ли участок под вашим домом и состоит ли он на кадастровом учете. Это можно посмотреть на уже упомянутой кадастровой карте, или же послать запрос в кадастровую палату или МФЦ.

Этап 3. Если участок не сформирован – проводим общее собрание жильцов, на котором принимается решение о формировании участка земли и назначении уполномоченного представителя, которое возьмет на себя оформление всех нужных бумаг. По результатам собрания составляется письменный протокол.

Этап 4. Уполномоченное лицо от имени всех хозяев квартир подает заявление о формировании земельного участка в местную администрацию. По результатам этого обращения инициируются кадастровые работы и государственный учет земельного участка. Работники муниципальных органов проверят, создан ли к настоящему моменту проект межевания квартала, в черте которого расположен ваш участок. Если да – будет принято решение об утверждении границ участка. Если нет – то ваш квартал внесут в план межевания. На формирование участка муниципальным органам по закону отводится месяц со дня поступления соответствующего заявления.

Далее на основании решения об утверждении границ начнутся кадастровые работы, итогом которых станет составление межевого плана участка. Если муниципальные власти не спешат – вы вправе по решению общего собрания хозяев квартир нанять кадастрового инженера для проведения соответствующих работ.

Шаг 5: Пишем заявление в кадастровую палату либо в МФЦ о постановке участка на кадастровый учет. К заявлению прилагается протокол общего собрания хозяев квартир и межевой план участка. Эта услуга предоставляется безвозмездно, оформление всех нужных бумаг составляет 10 рабочих дней. После этого вам выдадут кадастровый паспорт земельного участка.

Имейте в виду – в паспорте должно быть обязательно указано, что на участке стоит именно многоквартирный дом. Для этого в заявлении надо указать вид разрешенного использования: к примеру, «для нахождения многоквартирного дома».

Шаг 5: Подаем в Росреестр бумаги, чтобы зарегистрировать права на земельный участок. Это можно сделать в любом офисе кадастровой палаты или в МФЦ, а также через интернет, на портале госуслуг.

Список документов:

1. Заявление.
2. Техпаспорт здания.
3. Документ, удостоверяющий полномочия уполномоченного лица.
4. Квитанция об уплате госпошлины.
5. Документы о формировании участка под многоквартирным домом, если этот участок сформировали позже 01.03.2005 г.
6. Документ техучёта многоквартирного дома, в котором указан список общего имущества.
7. Решение (протокол) общего собрания собственников.
8. Правоустанавливающие документы каждого собственника, подтверждающие его права на квартиру в данном здании.

После этого в трехмесячный срок сотрудники Росреестра внесут в Единый государственный реестр недвижимости соответствующую запись и выдадут вам выписку из ЕГРН.

Плюсы и минусы оформления прав на землю

Как и у любого явления, у вашего права собственности на землю под многоквартирным домом есть преимущества и недостатки. К числу первых можно отнести:

— гарантии того, что никто не сможет использовать участок без разрешения общего собрания хозяев квартир;

— никто не отберет ваш участок;

— вы сможете сдать часть участка в аренду, направив полученные деньги на благоустройство общих территорий.

Однако, есть и минусы:

— налог на квартиру вырастет;

— вы должны будете совместно с другими дольщиками содержать участок.

Однако эти минусы несущественны по сравнению с тем, что у участка под вашим домом может появиться хозяин, который решит, что вы ему не нужны. Подобные прецеденты уже бывали в различных городах России. Так что подстраховаться стоит заранее!

Оформление земельного участка под многоквартирным домом

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства экономического развития РФ от 23 сентября 2011 г. № Д23-1395 “Об оформлении прав на земельный участок, занятый многоквартирным домом”

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) рассмотрел Ваше обращение по вопросу оформления прав на земельный участок, занятый многоквартирным домом, и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем по вопросам, изложенным в обращении, полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон № 189-ФЗ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. При этом в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Читайте так же:  Как выглядит договор купли-продажи мотора на лодку

Таким образом, Закон № 189-ФЗ связывает момент возникновения права общей долевой собственности на земельный участок с датой осуществления государственного кадастрового учета.

Вместе с тем в действующем законодательстве отсутствует четкое понятие «формирование земельного участка». Так, подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлен перечень работ по формированию земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставление которых осуществляется в целях строительства. Однако перечень работ по формированию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, действующим законодательством не установлен.

Кроме того, следует отметить, что требования к описанию местоположения границ земельных участков, установленные законодательством Российской Федерации до и после вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) различались. При этом согласно части 1 статьи 45 Закона о кадастре государственный кадастровый учет объектов недвижимости, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 Закона о кадастре особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о кадастре.

Вместе с тем при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ ранее учтенного земельного участка местоположение таких границ подлежит уточнению в порядке, установленном действующим законодательством.

Согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.

Таким образом, право на общее имущество (в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества) возникает независимо от факта государственной регистрации права общей долевой собственности на такое имущество.

Учитывая положения статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 16 Закона № 189-ФЗ, статьи 23 Закона о регистрации, государственная регистрация права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме носит правоподтверждающий, а не правообразующий характер.

При этом согласно Инструкции об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества, утвержденной приказом Минюста России от 14 февраля 2007 г. № 29, сведения о государственной регистрации права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме включаются в свидетельство о государственной регистрации права, выдаваемое собственнику помещения в многоквартирном доме, посредством внесения в него описания объектов недвижимости, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, и указания размера доли в праве общей собственности на него.

Таким образом, по мнению Департамента недвижимости, в отношении ранее учтенного земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, независимо от наличия в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ такого земельного участка с даты его государственного кадастрового учета у собственников помещений возникает право общей долевой собственности.

При этом в отношении указанного земельного участка могут быть проведены кадастровые работы по уточнению местоположения его границ и (или) площади с последующим изменением соответствующих сведений государственного кадастра недвижимости в порядке государственного кадастрового учета изменений.

В этой связи необходимо отметить, что согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Учитывая Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. № 12-П «По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова», по мнению Департамента недвижимости, собственники помещений в многоквартирном доме могут выступать заказчиками кадастровых работ по уточнению местоположения границ и (или) площади ранее учтенного земельного участка, выполняемых в соответствии с утвержденными проектом планировки и проектом межевания.

Кроме того, согласно части 3 статьи 20 Закона о кадастре собственники помещений в многоквартирном доме вправе обратиться в орган кадастрового учета с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений, в связи с изменением описания местоположения границ ранее учтенного земельного участка.

[3]

Дополнительно считаем необходимым отметить, что в настоящее время ко второму чтению в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации дорабатывается проект федерального закона № 455471-5 «О внесении изменений в статьи 11.2 и 36 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — законопроект), который предусматривает упрощение порядка образования земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.

Заместитель директора
Департамента недвижимости
В.В. Абрамченко

Письмо Министерства экономического развития РФ от 23 сентября 2011 г. N Д23-1395 «Об оформлении прав на земельный участок, занятый многоквартирным домом»

Текст письма официально опубликован не был

Обзор документа

Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимости и который сформирован до введения в действие ЖК РФ, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений. Если участок не сформирован, собственники вправе обратиться в органы власти с заявлением о его формировании и проведении кадастровых работ. Право общей долевой собственности на земельный участок возникает с даты осуществления государственного кадастрового учета независимо от факта его госрегистрации. В данном случае госрегистрация носит правоподтверждающий, а не правообразующий характер.

Читайте так же:  Услуга денежных переводов теле2

По мнению Минэкономразвития России, в отношении ранее учтенного земельного участка с даты его кадастрового учета у собственников помещений возникает право общей долевой собственности на него независимо от наличия в кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек его границ. При этом могут быть проведены кадастровые работы по уточнению местоположения его границ и (или) площади с последующим изменением соответствующих сведений кадастра в порядке государственного кадастрового учета изменений. Собственники помещений в многоквартирном доме могут выступать заказчиками кадастровых работ, выполняемых в соответствии с утвержденными проектами планировки и межевания.

Следует отметить, что в настоящее время ко II чтению в ГД ФС РФ дорабатывается законопроект об упрощении порядка образования земельного участка под многоквартирным домом.

Порядок оформления земельного участка под многоквартирным домом

Главная » Земля » Порядок оформления земельного участка под многоквартирным домом

Жилищный кодекс России гласит, что владельцы квадратных метров в многоквартирном доме обладают объектами в виде общей долевой собственности в данном доме, включая надел земли, на котором находится данный дом, с объектами зеленого строительства, а также другие предназначенные для его использования объекты.

Пограничные линии и величина надела, на котором располагается жилой дом, учреждаются в согласовании с постановлениями земельного права и нормативных актов о градостроительной практике.

Процедура оформления земельного участка под многоквартирным домом

Федеральное законодательство устанавливает особенный механизм переоформления надела земли в общую долевую собственность владельцев недвижимости в многоквартирном доме.

При условии, что надел под указанным выше домом был создан до опубликования Жилищного Кодекса России и подлежал кадастровому учету, способность обладания им передается безвозмездно в общую долевую собственность владельцев жилищ в этом доме.

Если надел под многоквартирным домом не был создан до опубликования Жилищного Кодекса, то на основе вердикта собрания владельцев, выбранное этим советом лицо может направиться в компетентное учреждение с заявлением о создании земельного надела.

Габариты надела учреждаются на основании Земельного законодательства. Градостроительный кодекс Российской Федерации гласит, что размеры участков вычисляются в зависимости от действительных объемов использования земли и принятых стандартов градостроения.

Пограничные линии земельных наделов очерчиваются по натуральным границам соседних наделов и проездам с учетом логистических и технических схем (если это не противоречит градостроительному нормотворчеству).

Вычисление нормативной площади надела земли производится в соответствии с методическими указаниями по расчету нормативных размеров (СП 30-101-98). Данный способ расчета учитывает компактность застройки микрорайона, транспортную проходимость, общую площадь всей жилой территории в доме, количество этажей и другие особенные параметры.

Механизм регистрации земельного надела под многоквартирным домом состоит из следующих действий:

  • Общее собрание владельцев многоквартирного дома, по итогам которого решается переоформить землю во владение. Вердикт голосования фиксируется в Протоколе собрания;
  • Представитель, выбранный на собрании, передает в территориальные органы власти заявление о переоформлении земельного надела, на котором сооружен многоквартирный дом;
  • По итогам осуществленных землеустроительных работ создается проект границ участка земли;
  • Компетентным учреждением происходит формирование земельного надела. В случае если на застроенной площади отсутствуют границы наделов, специалисты подготавливают проекты межевания территории, которые далее фиксируются местными органами власти;
  • Основываясь на принятом проекте межевания, выносится вердикт о переоформлении земельного надела в общую долевую собственность;
  • Возможность обладания наделом создается со времени окончания кадастрового учета, то есть, с этого времени данный фрагмент земли превращается в общую долевую собственность жильцов;
  • Положение владельцев фиксируется Государственной регистрацией.

Заявление на формирование земельного участка под многоквартирным домом

Комплект требуемых документов направляется в Администрацию муниципального образования (сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район) лицом, получившим право на представление интересов общего собрания владельцев недвижимости.

Собственно, сами органы ответственные за переоформление участков земли могут иметь различные наименования (департамент по земельным ресурсам, комитет по земельным ресурсам и т. п.).

При подаче требуемого заявительного документа, как и при других страждущих действиях, обратите внимание на принадлежность органа власти, с которым собираетесь вступать в сотрудничество, по подведомственности к учреждениям, основной род деятельности которых связан с вопросами земли.

При направлении заявления в Администрацию нужно иметь при себе документ, удостоверяющий вашу личность.

Заявку с прошением о переоформлении участка земли, подавайте в Комитет по земельным ресурсам регионального муниципального образования, при наличии в вашем территориальном подразделении данного учреждения.

Как выбрать земельный участок под строительство дома?

Как узнать сведения об объекте недвижимости через Росреестр, читайте тут.

Новый закон о том, как сделать межевание земельного участка бесплатно, читайте по ссылке: http://uropora.ru/zemlya/novyj-zakon-o-besplatnom-mezhevanii-zemelnyx-uchastkov.html

Документы для формирования земельного участка под многоквартирным домом

Помимо главного заявления, непременно добавьте копии ниже перечисленных документов:

  • Плана разделения общей собственности среди хозяев квартир;
  • Уведомлений обладателей недвижимости о времени и месте осуществления общего собрания;
  • Листа регистрации участников собрания обладателей квадратных метров в доме;
  • Доверенностей представителей владельцев имущества;
  • Протокола собрания;
  • Документально зафиксированного решения владельцев о создании земельного надела, зафиксированного на общем собрании;
  • Документа, удостоверяющего личность заявителя.

С какой временной отметки жители многоквартирного дома становятся владельцами надела земли под таким домом? Согласно действующему земельному законодательству, со дня производства государственного кадастрового учета земельного надела, на котором размещен многоквартирный дом, такой участок земли безвозмездно передается в общую долевую собственность владельцев помещений в таком доме.

То есть с того времени, как земельный надел поставлен на кадастровый учет, хозяева жилищ в доме, на котором стоит надел, превращаются во владельцев вышеупомянутого надела.

Следует отметить, что для подтверждения правомочности владения долевым имуществом вам не нужно документально оформленное свидетельство. Утвержденные нормы законодательства об использовании земли закрепляют в себе императив, что постановка на производимый государством кадастровый учет земельных наделов производится на основе межевого плана.

Как оспорить границы земельного участка под многоквартирным домом

Нормативно-правовая база Российской Федерации предусматривает несколько вариантов защиты попранных прав в данной ситуации, но самыми распространенными являются: требование об установке границ надела и обжалование в рамках судебного разбирательства.

Обладатели имущества в многоквартирном доме имеют возможность обжаловать в судебной инстанции в рамках арбитражного или административного процессуального законодательства (Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс России) действия (бездействия) государственных учреждений по следующим действиям:

  • Появлению в пространстве участка земли, поверх которого находится многоквартирный дом;
  • Созданию документации по распланировке площади земли (следуя инструкциям Градостроительного кодекса Российской Федерации);
  • Происходящие до овладения наделом земли (снабжение землей для сооружения объектов, осуществление торгов по реализации надела земли, акцепт соглашения об аренде надела и т. д.).
Читайте так же:  Как приватизировать служебную квартиру

Если по итогам вышеназванных действий компетентного учреждения у третьих лиц появилось право на земельный надел, предназначенный для использования на благо жильцов многоквартирного дома, хозяева помещений в данном доме могут прибегнуть к судебной защите. От посягательств таких недобросовестных лиц можете защититься путем подачи иска об обжаловании права собственности, либо иска об определении границ надела земли.

При вынесении решения по данным искам суд принимает во внимание вопросы, вызвавшие разногласия, а именно по пограничным линиям земельных наделов, в соответствии с императивами законодательства о градостроительной деятельности, а также нормативными актами в сфере земельного права.

Причем обязанность приведения доказательств, явившихся причиной для формирования участка земли в спорной величине и границах, ложится на плечи определенного органа власти, компетентного в данной сфере.

Вердикт судебной инстанции, которым закреплены новые границы участка земли, является побуждающим фактором для внесения изменений в информацию о данном земельном наделе в государственный кадастр недвижимости.

Как оформить землю в собственность под многоквартирным домом?

Видео (кликните для воспроизведения).

По последним статистическим данным около 2/3 населения Российской Федерации проживают в квартирах. Это значит, что вопрос об оформлении земли под многоквартирный дом является актуальным для большинства жителей.

Как оформить землю под многоквартирный дом? Что для этого понадобится и как происходит процедура оформления?

Порядок оформления земли в собственность под многоквартирным домом

Существует определенный порядок, которого нужно придерживаться при оформлении земельного участка.

Перечень документов, которые подают вместе с заявлением на оформление земельного участка под многоквартирный дом:

  1. коллективное заявление участвующими о постановке участка на учет;
  2. документы, которые предоставляют подтверждение личности (представителя собрания – уполномоченного лица) и доверенность по оформлению земельного участка;
  3. квитанция, которая свидетельствует оплату налога – пошлины за регистрацию нового земельного участка;
  4. кадастровый план, согласованный в Кадастровой Палате;
  5. выписка с протокола сбор коллектива и постанова о решении жильцов о регистрации земельного участка;
  6. выписка из протокола собрания жильцов об определении каждого участвующего и его доле в общей ответственности на земельный участок под многоквартирным домом;
  7. ксерокопии оригиналов документов, что свидетельствуют о правоустанавливающих правах на жилые помещение дома, также стоит иметь при себе и оригиналы, которые будут подтверждать достоверность информации.

Главными документами для оформления земельного участка под многоквартирным домом и перехода его в собственность жильцов являются следующие:

  1. выписка из протокола единого собрания всеми участниками и владельцами долей в жилом доме о принятии решения регистрации земельного участка и коллективного оформления собственности на данный участок, либо с выделением долей под каждого из участников (жильцов) данного жилого дома.
  2. Наличие межевого плана, которое в обязательном порядке должно быть согласовано и подтверждено местными органами власти.
  3. Выписка из Кадастрового реестра о наличии и присвоении кадастрового номера участку земли под многоквартирным домом.
  4. Выписка из реестра, где четко прописано о долям всех собственников либо о собственности коллективного владения жильцов.

Преимущества и недостатки

Как и владельцы участков земли, собственники земельного участка под многоквартирным домом имеют как свои преимущества, так и недостатки.

  • собственники могут полностью распоряжаться своей долей в согласии с остальными жильцами. Они могут ее передавать по арендным договорам другим жильцам с целью заработка.
  • владельцы данного земельного участка могут самостоятельно принимать решение о создании дополнительный сооружений на территории данного участка, а также построении развлекательным приспособлений и так далее.

Из недостатков можно выделить следующие:

  • получив право собственности, владельцы обязуются оплачивать налоги в казну;
  • невозможным является личное распоряжение участком земли поскольку владелец состоит в коллективной собственности. Поэтому этот вид не подлежит продаже, обмену, дарованию или аренде другими физическими или юридическими лицами.

С какого момента жильцы дома становятся собственниками земельного участка под таким многоквартирным домом?

Жильцы получают в собственность участок земли, который находится под многоквартирным домом только после проведения полноценной сделки о регистрации и оформлению участка в правоохранительных органах. Только после согласованиями всеми инстанциями владельцы смогут получит на руки подтверждение.

Уважаемые читатели! Мы рассказываем о стандартных методах решения юридических проблем, но ваш случай может быть особенным. Мы поможем найти решение именно Вашей проблемы бесплатно — попросту позвоните к нашему юристконсульту по телефонам:

ВС РФ о праве собственников на формирование участка под МКД

Формирование земельного участка – дело непростое, но зачастую очень нужное УО и собственникам для его содержания и благоустройства. Правда, сделать это не всегда просто. Рассказываем о судебном деле, в котором ВС РФ пояснил, с какого момента участок становится частью общего имущества и может ли орган власти отказать в формировании территории под МКД.

Собственник подала в орган региональной власти заявление о формировании земельного участка под МКД

Собственник помещения в многоквартирном доме обратилась в областной департамент имущественных отношений с заявлением о формировании придомового участка с целью включить его в состав общего имущества МКД. Участок был отдан в бессрочное пользование расположенному рядом санаторию, собственником выступал субъект РФ.

Департамент отказал собственнику, мотивировав ответ тем, что формирование земельного участка под многоквартирным домом производится на основании разработанного и утверждённого проекта межевания территории. Поскольку собственник не предоставила реквизиты такого проекта, то сформировать земельный участок невозможно.

К тому же, как указало в ответе ведомство, санаторий, в постоянном пользовании которого земельный участок находится, не давал согласия на выделение участка: учреждение было готово предоставить участок не более 400 кв.м. в то время, как собственник просила сформировать участок в 2600 кв.м.

Собственнику отказали в формировании земельного участка из-за отсутствия проекта межевания

Собственник посчитала отказ департамента незаконным и подала в суд искс требованием обязать ведомство провести работу по формированию земельного участка под МКД.

Суд первой инстанции согласился с тем, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное лицо вправе обратиться в органы государственной власти с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (ч. 3 ст. 16 № 189-ФЗ).

Однако судья признал законным отказ органа региональной власти в формировании земельного участка под МКД в 2 600 кв.м., так как он находится в постоянном (бессрочном) пользовании у санатория, и санаторий согласен на отчуждение только 400 кв.м. участка.

При этом судья сослался на нормы п. 2 ч. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ. Если по схеме расположения земельный участок полностью или частично совпадает с местоположением участка по ранее утверждённой схеме, срок действия которой не истёк, то этот факт является основанием для отказа в утверждении новой схемы расположения участков.

Срок действия схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под многоквартирным жилым домом на момент рассмотрения дела в суде не истёк. Поэтому сформировать участок под МКД, который пересекается с участком, отданным в пользование санаторию, невозможно.

Читайте так же:  Оформление наезда на препятствие

Также, как указал суд, в силу п. 4 ч. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утверждённым проектом межевания территории.

Поскольку проект межевания рассматриваемой территории не был разработан, то оснований для удовлетворения иска не имеется. Иск собственника был отклонён.

ВС РФ отметил право собственников помещений в МКД на формирование земельного участка под этим домом

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и отклонил жалобу собственника, также ему отказали в кассации. Тогда истец обратилась в Верховный суд РФ, который не согласился с выводами предыдущих судов.

Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, постановление КС РФ от 28.05.2010 № 12-П).

Границы и размер земельного участка, на котором расположен дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Для этого в ст. 16 № 189-ФЗустановлены специальные порядок и условия перехода земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нём расположен.

ВС РФ отметил, что право собственников на долевое владение земельным участком под МКД связано с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учёта:

  1. Если земельный участок под МКД был сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведён государственный кадастровый учёт, право общей долевой собственности на него считается возникшим в силу закона с момента введения в действие ЖК РФ.
  2. Если земельный участок был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведён государственный кадастровый учёт, право общей долевой собственности на него возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учёта. При этом каких-либо актов органов госвласти или органов МСУ о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется.
  3. Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведён кадастровый учёт, земля под МКД находится в собственности публично-правового образования.

Орган власти не может отказать собственникам в праве на формирование участка под МКД

В рассматриваемом деле земельный участок не был сформирован и в отношении него не был проведён кадастровый учёт. Поэтому, как отметил ВС РФ, формирование земельного участка должно быть произведено органами государственной власти или органами местного самоуправления по заявлению любого собственника помещений в МКД (ч. 4 ст. 16 № 189-ФЗ).

Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы госвласти или в органы МСУ с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учёта.

Следовательно, именно на областном департаменте, куда обратилась истец, лежит обязанность сформировать земельный участок под МКД. Отсутствие утверждённого проекта планировки территории не является основанием для отказа гражданам в реализации их права на формирование земельного участка.

Также ВС РФ указал на то, что судом первой инстанции не была проведена проверка того факта, что срок действия схемы расположения спорного земельного участка к моменту судебного разбирательства не истёк.

ВС РФ сделал вывод о том, что при рассмотрении иска собственника были допущены нарушения норм материального права, которые повлияли на исход дела. Решение суда первой инстанции было отменено, а дело – отправлено на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела иск собственника был удовлетворён. Суд обязал региональный департамент имущественных отношений провести работу по формированию земельного участка под МКД.

Право долевой собственности на участок под МКД возникает с момента его постановки на кадастровый учёт

Как отметил в указанном деле ВС РФ, земельный участок под МКД переходит в долевую собственность владельцев помещений в таком доме:

  • с момента введения в действие ЖК РФ, если до этого он был поставлен на кадастровый учёт;
  • с момента проведения кадастрового учёта, если он состоялся после вступления в силу ЖК РФ.

Кадастровый учёт проводит уполномоченный орган государственной, региональной, муниципальной власти – самостоятельно или по заявлению любого собственника помещения в доме, который расположен на таком земельном участке.

При этом уполномоченный орган не может отказать собственникам в реализации их права на формирование придомовой территории с целью включения её в общее имущество МКД.

Оформление земельного участка под многоквартирным домом

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства экономического развития РФ от 29 декабря 2010 г. № Д23-5416 “О разъяснении порядка формирования земельного участка под многоквартирным домом”

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение о разъяснении порядка формирования земельного участка под многоквартирным домом.

1. По вопросу о том, в каких случаях формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляет орган государственной власти, в каких орган местного самоуправления, в каких случаях арендатор (землепользователь) сообщаем.

Часть 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 189-ФЗ) предусматривает общую норму для органов государственной власти и органов местного самоуправления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует четкое определение термина «формирование земельного участка». Исходя из требований, предусмотренных положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс) и Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс), формирование земельного участка под многоквартирным домом включает в себя:

1) подготовку и утверждение проекта планировки территории и проекта межевания территории;

2) выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон № 221-ФЗ), кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.

При этом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории, осуществляемая в отношении земельного участка, находящегося под многоквартирным домом, относится к компетенции органов местного самоуправления.

Кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется уполномоченным органом по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, представленных на основании заявления любого лица (статьи 1, 3, 14 Закона № 221-ФЗ).

Читайте так же:  Бесплатная помощь юриста по налогам физических лиц

Проведение кадастровых работ осуществляется кадастровым инженером на основании заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона № 221-ФЗ договора подряда на выполнение кадастровых работ по инициативе собственника земельного участка (заказчика). Вместе с тем, заключить данный договор с кадастровым инженером вправе любое лицо.

В соответствии со статьей 37 Закона № 221-ФЗ в результате кадастровых работ кадастровый инженер передает заказчику таких кадастровых работ межевой план, технический план, акт обследования.

На основании статей 9-11 Земельного кодекса формирование земельного участка, находящегося в федеральной собственности, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, формирование земельного участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, — исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, формирование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, — органами местного самоуправления.

В случае, если государственная собственность на земельный участок не разграничена, формирование такого земельного участка осуществляет орган местного самоуправления (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Решение об образовании земельного участка принимается органами, осуществляющими предоставление земельных участков (статья 29 Земельного кодекса), в том числе на основании обращения заинтересованного правообладателя земельного участка.

2. По вопросу о том, каковы нормы для определения площади земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и принципы установления таких норм сообщаем.

Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — Жилищный кодекс) границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Местоположение границ и размер земельного участка в границах застроенных территорий, а также его площадь определяются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий (часть 4 статьи 43 Градостроительного кодекса).

В соответствии с частью 9 статьи 38 Федерального закона № 221-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка .

Если образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа (часть 10 статьи 38 Федерального закона № 221-ФЗ).

3. По вопросу о том, должна ли в данном случае осуществляться разработка документации по планировке территории (проект планировки территории, проект межевания территории) в соответствии с требованиями статей 42, 43 Градостроительного кодекса или возможно образование новых земельных участков в порядке, установленном статьями 11.3, 11.4 Земельного кодекса, сообщаем.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 191-ФЗ) до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса. Не допускается требовать в указанном случае предоставление других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.

Данной нормой предусмотрены переходные положения градостроительного законодательства. Исходя из содержания указанной нормы, в целях определения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, должна осуществляться разработка проекта планировки территории, проекта межевания территории.

4. По вопросу о том, применяется ли пункт 2 статьи 6 Федерального закона № 191-ФЗ только на случаи, установленные статьями 46.1, 46.2, 46.3 Градостроительного кодекса, или на иные случаи, установленные законом, сообщаем.

В связи с тем, что пункт 2 статьи 6 Федерального закона № 191-ФЗ не предусматривает ограничений в отношении каких-либо конкретных случаев, Департамент недвижимости считает, что данная норма распространяет свое действие на все отношения, регламентируемые законодательством в области градостроительной деятельности

Директор
Департамента недвижимости
А.И. Ивакин

Письмо Министерства экономического развития РФ от 29 декабря 2010 г. № Д23-5416 “О разъяснении порядка формирования земельного участка под многоквартирным домом”

Текст письма официально опубликован не был

Обзор документа

Разъяснены некоторые вопросы формирования земельного участка под многоквартирным домом.

Формирование указанного участка включает в себя подготовку и утверждение проекта планировки и межевания территории, кадастровые работы и государственный кадастровый учет.

Подготовка проекта планировки и межевания территории относится к компетенции органов местного самоуправления. Кадастровый учет недвижимости осуществляется Росреестром.

В результате кадастровых работ инженер передает заказчику межевой и технический планы и акт обследования.

Земельный участок, находящийся в федеральной собственности, формируется федеральными органами власти, принадлежащий субъекту Федерации — регионом, состоящий в муниципальной собственности — муниципалитетом.

Если собственность на участок не разграничена, то он формируется муниципалитетом.

Решение об образовании участка принимают органы, предоставляющие его.

Местоположение границ и размер участка в границах застроенных территорий, а также его площадь определяются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки.

При уточнении границ участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе или в тех, что закрепляли нахождение границ при его образовании.

Если указанные документы отсутствуют, то границами участка являются те, что существуют на местности 15 и более лет и закреплены с использованием природных или искусственных объектов.

Если участки должны образовываться с учетом проекта межевания или иного документа, то при определении местоположения границ они принимаются во внимание.

Видео (кликните для воспроизведения).

В целях определения границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, должен разрабатываться проект планировки и межевания территории.

Источники


  1. Кондрашков, Н.Н. Тунеядство: против закона и совести; М.: Юридическая литература, 2012. — 160 c.

  2. Курганов, С. И. Комментарий к судебной практике по проблемам исполнения уголовного наказания / С.И. Курганов. — М.: Юрайт, 2015. — 322 c.

  3. Прокопович, С.С. Итальянско-русский юридический словарь / С.С. Прокопович. — М.: РУССО, 2017. — 392 c.
  4. Марчалис, Николетта Люторъ иже лютъ. Прение о вере царя Ивана Грозного с пастором Рокитой / Николетта Марчалис. — М.: Языки славянской культуры, 2017. — 870 c.
  5. Оформление земельного участка под многоквартирным домом
    Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here