Муниципальный земельный контроль

Полезные советы в статье на тему: "Муниципальный земельный контроль" от профессионалов для понятным людей языком. При возникновении вопросов обращайтесь к дежурному юристу.

Что такое муниципальный земельный контроль?

Земельное законодательство страны не ограничено регламентацией прав и обязанностей землевладельцев, процедур оформления земли в собственность или владение и другими положениями, касающимися использования ресурсов земельного фонда.

В земельных нормах имеет место быть и закрепление функций надзорных органов, призванных контролировать использование земли страны, законность перевода земель из одной категории в другую, соблюдение экологического законодательства.

Осуществляет такую надзорную функцию на местах муниципальный земельный контроль, действия которого регламентированы ст. 72 Земельного Кодекса России.

Понятие муниципального земельного контроля

Что такое муниципальный земельный контроль, прописано в п. 1 ст. 72 ЗК РФ. Согласно норме, муниципальный земельный контроль – это деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением норм законодательства в отношении земельных правоотношений, за нарушение которых предусмотрена административная или иная ответственность.

Государственный земельный контроль проводится в отношении:

  • органов государственной власти;
  • органов местного самоуправления;
  • юридических лиц;
  • индивидуальных предпринимателей;
  • физических лиц.
  • Земельный контроль органами местного самоуправления проводится в отношении объектов земельных отношений, которые расположены в границах городского округа или в границах поселения.

    Каждый муниципалитет осуществляет контрольные функции исключительно на вверенной ему территории. Таким образом подконтрольной является вся территория страны.

    Муниципальный контроль выявляет в процессе своей деятельности все незаконные действия в отношении земли, к примеру, ее загрязнение, нецелевое использование, самовольный захват, неправомерный перевод земли из одной категории в другую и т.д. Особо внимательно муниципальные органы следят за целевым использованием земель сельскохозяйственного назначения.

    Функции муниципального контроля

    Земельный контроль в отношении физических лиц или организаций проводится с превентивной направленностью для пресечения будущих земельных нарушений. Однако чаще всего факт выявления нарушения законодательства выявляется уже после его совершения.

    Орган, осуществляющий контроль, при проведении проверочных мероприятий использует административный регламент, в котором зафиксированы все полномочия и алгоритмы проведения проверок.

    Контроль позволяет сделать прозрачным процесс учета землепользования и организовать рациональное использование земельных фондов страны.

    Основные функции земельного контроля можно обозначить следующим образом:

  • соблюдение законодательных земельных норм;
  • пресечение самовольного захвата земли или использования ресурсов без разрешительной документации;
  • сбор и систематизация данных о фактическом состоянии земли;
  • соблюдение целевого использования земель;
  • защита сельскохозяйственной земли от порчи или химического отравления почвы;
  • своевременность выполнения рекультивации;
  • выполнение мероприятий по охране земли;
  • сохранность межевых границ.
  • На территории сельских поселений и городов муниципальный контроль проводят органы местного муниципального самоуправления и все уполномоченные ими подведомственные органы.

    В итоге получается, что контролируют земельное использование следующие органы:

    • представительный орган муниципального образования;
    • глава муниципального образования;
    • местные администрации.

    Никто иной не может проводить проверочные мероприятия и выносить документально зафиксированные предписания по устранению выявленных нарушений.

    Разновидности контроля

    Виды земельного контроля также зафиксированы в главе 12 Земельного Кодекса страны. Согласно нормам, муниципальный контроль – это лишь одна разновидность земельного контроля.

    Наряду с ним имеют место быть следующие виды земельного контроля:

    1. Государственный земельный контроль.
    2. Общественный земельный контроль.
    3. Производственный земельный контроль.

    Государственный контроль осуществляют федеральные органы исполнительной власти. Они также контролируют законность действий всех граждан и юридических лиц в отношении земли, соблюдение земельного законодательства. Кроме того государственный контроль следит за действиями муниципальных органов, отвечающих за проведение мероприятий земельного контроля.

    Общественный земельный контроль – это деятельность граждан или общественных объединений в целях наблюдения за деятельностью органов государственного и муниципального земельного контроля. Это добровольная деятельность некоммерческих организаций, которые желают внести свой вклад с защиту и охрану земельных ресурсов страны, проявить инициативу в вопросах поиска виновников утраты качества земельного фонда.

    Производственный земельный контроль осуществляют сами юридические лица в добровольном порядке в процессе использования земельных ресурсов в производственных целях. Эти действия проводятся в соответствии с правилами внутреннего распорядка компании.

    Если при проверке будут выявлены нарушения со стороны установленных виновных лиц, организации будут иметь право применить к ним дисциплинарные взыскания.

    Что такое план контрольных мероприятий?

    Перед проведением муниципального земельного контроля составляется план проверок. Внеплановая проверка тоже может иметь место быть, но для ее проведения необходимы веские основания в части выявленных нарушений.

    Муниципальный земельный контроль в отношении физических лиц проводится не чаще 1 раза в 2 календарных года.

    Но даже для плановой проверки должны быть основания в виде выявленных правонарушений земельного законодательства.

    В отношении юридических лиц проверка проводится в случае:

    • истечения срока предписания устранения нарушений;
    • при поступлении информации о фактах нарушения земельного законодательства.

    План проведения контроля состоит из ряда важнейших этапов, соблюдение которых является обязательным:

    1. Получение распоряжения со стороны муниципального органа о проведении плановой проверки или обнаружение оснований для осуществления внеплановой проверки.
    2. Проведение проверки, сбор доказательств, составление акта проверочных мероприятий.
    3. Передача материалов в главное управление для принятия окончательного решения.
    4. Рассмотрение материалов и вынесение решения.
    5. Проверка устранения нарушений законодательства.
    6. Составление учета муниципальной проверки.

    Инициировать проверку могут и государственные органы контроля. Они могут направить предписание в муниципальное подразделение своего органа для проведения проверочных мероприятий.

    Как проводится муниципальный контроль?

    Порядок осуществления муниципального земельного контроля регламентирован нормами Земельного Кодекса. Порядок проведения проверочных мероприятий установлен внутренним административным регламентом.

    Установленное ведомство назначает дату проведения проверки, составляет акт, где прописывается вся информация о нем. Копия этого документа обязательно передаётся администрацией в орган государственного надзора.

    После получения акта проверки надзорный орган в течение 5 рабочих дней выносит решение о возбуждении дела в рамках административного регламента или выносит мотивированный отказ.

    По результатам проверки тоже составляется акт, где указываются выявленные нарушения при их наличии. Если нарушения обнаружены, к акту составляется предписание с указанием сроков устранения нарушений.

    Если нарушения в указанный срок не будут устранены, в течение 30 дней надзорное ведомство, выписавшее акт, сообщает об очередном правонарушении в государственной орган.

    Читайте так же:  Можно ли земельный сертификат использовать на земли под ижс

    Когда дело доходит до такого развития событий, государственной орган может подать на виновное лицо в суд с требованием изъять из пользования земельное владение, эксплуатируемое с нарушением норм земельного законодательства. Если действия сотрудников муниципального контроля не законны, их можно обжаловать в судебном порядке.

    Не стоит забывать, что подобные контрольные действия могут осуществлять только отдельные сотрудники специальных органов, которые имеют удостоверения на проведение проверочных мероприятий.

    Акт, составляемый по результатам проверки, должен содержать в себе следующую информацию:

  • номер документа, дату и место создания;
  • номер акта муниципалитета;
  • сведения о должностном лице, оформляющем акт;
  • сведения о понятых, присутствующих при проверке территории;
  • информация о земельном участке;
  • сведения о лице, использующем участок земли;
  • пояснения лица, использующего участок земли;
  • подписи сторон проверочного мероприятия.
  • К акту дополнительно могут быть приложены различные фотографии, схемы и графики, которые бы наглядно отражали выявленные факты нарушений использования земельных ресурсов.

    Судебное обжалование муниципального контроля

    Судебная практика по спорам с муниципальными и федеральными органами земельного контроля в 2019 году разнообразна. В основном рост таких попыток обжалования действий проверочных органов обоснована увеличением размера штрафных санкций за незаконное пользование земельными ресурсами.

    В основном предметами судебных тяжб с органами муниципального контроля являются отсутствие события административного правонарушения, его состава или недоказанность вины.

    Уже на протяжении многих лет самым распространённым нарушением в сфере земельного законодательства является нарушение, предусмотренное ст. 7.1 КоАП РФ – самовольное занятие земельных участков.

    Суды нередко принимали сторону истца, обжалующего решение надзорного органа, на том основании, что нарушение носило малозначительный характер. Малозначительность в этом случае аргументируется как отсутствие вероятности возникновения общественной опасности, нет факта нанесения ущерба и устранение допущенных нарушений к моменту рассмотрения поданной жалобы.

    Также муниципальные органы земельного контроля часто привлекают к ответственности юридических лиц, нарушающих порядок и условия переоформления срока арендного пользования земельными участками.

    Муниципальный земельный контроль осуществляется в стране с целью выявления и своевременного пресечения нарушений земельного законодательства.

    Контрольные мероприятия проводятся в части проверки целевого использования земель, защиты и охраны окружающей среды, соблюдения норм Земельного Кодекса страны. Проверки проводятся на основании плана и по результатам их выносятся предписания об устранении выявленных нарушений в строго обозначенные сроки.

    Муниципальный земельный контроль

    Содержание:

    Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность властных органов муниципальных образований по осуществлению полномочий за соблюдением законодательства в сфере земельных отношений, по порядку пользования, владения и распоряжения земельными участками в пределах границы поселения.

    По смыслу закона все юридические лица, независимо от организационно-правовой формы, физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве предпринимателей обязаны соблюдать правовой режим в отношении земель, входящих в состав города, поселения, района на территории которого они проживают и осуществляют деятельность.

    Осуществление муниципального земельного контроля должно быть направлено на профилактику нарушений земельного законодательства, поиск и выявление лиц, незаконно и нерационально пользующихся землей. С указанной целью проводятся проверки, ведется наблюдение за деятельностью землепользователей и властных органов по распоряжению земельными участками.

    Основной контрольной функцией являются меры по предотвращению нарушений прав законных землепользователей. На сегодняшний день эта проблема очень актуальна. Экономический кризис способствует массовой миграции сельских жителей в города, в связи с чем, участились случаи самозахвата ими муниципальных земель и строительство на них незаконного жилья.

    Хозяйствующие субъекты так же замечены в нерациональном пользовании земельными участками, предоставленными им на законных основаниях. После проведения работ недобросовестные организации оставляют после себя заброшенные наделы, на которых зияют ямы, разбросан мусор

    Полномочия органов муниципального земельного контроля

    К органам, в чьи задачи входит муниципальный земельный контроль, относятся администрации районов, городов и поселений. В зависимости от структуры органов местного самоуправления для функций контроля могут быть созданы самостоятельные юридические лица в форме учреждений или отделы внутри администрации.

    В полномочия органов, осуществляющих функции муниципального контроля входит проверка:

    • за недопущением самовольного захвата земель, незаконных сделок с земельными участками по уступке права пользования и мены;
    • надлежащим оформлением права аренды земельных участков лицами, которые пользуются ими на праве бессрочного пользования;
    • за соблюдением порядка использования земли в соответствии с его целевым предназначением;
    • за приведением земель в первоначальное состояние после проведения работ;
    • за наличием знаков, установленных на межевых границах участка;
    • за обязательным проведением работ по восстановлению плодородного слоя почвы после завершения технических, строительных и прочих работ на земельном участке;

    Порядок осуществления контроля

    Муниципальный земельный контроль осуществляется методом проверок на основании распоряжения руководителя органа надзора. Основаниями для проведения указанных проверок являются:

    • Жалобы граждан и юридических лиц, сведения, полученные из публикаций в газетах, журналах, сети Интернет и телевидении о фактах нарушения;
    • Выявленные нарушения в ходе рейдов или осмотров, земельных объектов.

    Проверки могут быть как плановыми, проводимыми один раз в три года, так и внеплановыми, при наличии признаков нарушения закона.

    График проведения проверок должен быть согласованным с прокуратурой, как надзорным ведомством. До начала проверки лицо, в отношении которого она проводится, должно быть ознакомлено с принятым распоряжением под роспись. Вручение должно быть произведено за определенное количество дней непосредственно проверяемому или путем направления заказного письма с уведомлением о вручении.

    При проведении проверки сотрудники органов земельного надзора вправе беспрепятственно проходить на территорию или объект, которые должны быть обследованы. Проверяемы физические и юридические лица, должны представлять правоустанавливающие документы на землю. Если в результате работы надзорного органа будут выявлены нарушения, составляется акт, в котором излагается суть проступка.

    Акт должен быть составлен в 2-х экземплярах и вручен проверяемому лицу под роспись.

    Если в действиях проверяемых лиц обнаружены признаки административного правонарушения, ответственность, за которую наступает по нормам КоАП РФ, то одновременно с протоколом выдается предписание об устранении допущенного в течение определенного срока. До составления протокола у нарушителя должно быть получено объяснение. Несогласное с результатами проверки лицо вправе их обжаловать, обратившись в суд.

    Органом, полномочным рассматривать административные дела в сфере земельных отношений является государственный земельный надзор, в который направляются все материалы проверки с актом и протоколом о выявленном нарушении для принятия правового решения.

    Читайте так же:  Может ли быть бабушке выдан больничный лист по уходу за внуком

    По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении и при наличии вины гражданина или организации может быть применена соответствующая мера ответственности в виде предупреждения или штрафа.

    Если после уплаты штрафа, провинившееся лицо продолжает осуществлять незаконные действия, то может быть проведена новая проверка и назначено более строгое наказание. Если своими действиями или бездействием нарушитель причинил убытки муниципальному имуществу или иным лицам, то он обязан их возместить. С указанной целью собственник или законный пользователь вправе обратиться с иском в суд, приложив материалы проверки.

    В случае злостных действий, которые привели к причинению значительного ущерба, виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности

    Порядок предоставления муниципальных земель значительно упростился и сократился по срокам, в связи с чем, заинтересованным лицам проще пройти весь путь к законному владению земельным участком, чем жить в ожидании наступления ответственности и требования о возмещении причиненных убытков, которые могут быть весьма существенными.

    комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска

    Муниципальный земельный контроль

    Муниципальный земельный контроль — деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами (далее – субъекты муниципального земельного контроля) в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства Челябинской области (далее — земельное законодательство), за нарушение которых земельным законодательством предусмотрена административная и иная ответственность.

    Органом муниципального земельного контроля является Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее — Комитет).

    Предметом муниципального земельного контроля является соблюдение субъектами муниципального земельного контроля требований, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Челябинской области, муниципальными правовыми актами при использовании земель, находящихся в границах города Челябинска (далее — обязательные требования).

    Уполномоченные работники Комитета в рамках муниципального земельного контроля осуществляют контроль за:

    — соблюдением требований действующего законодательства по использованию земель;

    — использованием земель по целевому назначению в соответствии с разрешенным использованием;

    — соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов;

    — своевременным освобождением земельных участков по окончании срока действия договоров аренды земельных участков;

    — исполнением предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений, вынесенных государственными инспекторами;

    — наличием и сохранностью межевых знаков границ земельных участков;

    — выполнением иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель.

    Муниципальный земельный контроль осуществляется в форме:

    — проведения плановых и внеплановых проверок;

    — принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

    Оформление результатов проверок

    По результатам проверок уполномоченными работниками Комитета составляются акты проверок соблюдения субъектом муниципального земельного контроля обязательных требований. В случае выявления нарушений обязательных требований земельного законодательства, материалы о таких нарушениях направляются в орган, осуществляющий государственный земельный надзор, для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Обжалования решений и действий (бездействия) Комитета, должностных лиц и работников Комитета по вопросам осуществления муниципального земельного контроля

    Субъект муниципального земельного контроля имеет право на обжалование решений и действий (бездействия) Комитета, должностных лиц и работников Комитета, осуществляемых в ходе осуществления муниципального земельного контроля, в досудебном (внесудебном) или судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.

    [1]

    Информирование об исполнении муниципальной функции

    [3]

    Информацию по вопросам исполнения муниципальной функции заинтересованные лица могут получить путем направления в Комитет письменных обращений, по телефону, по электронной почте, в ходе личного приема, на сайте Комитета в сети Интернет (kuizo.ru).

    Почтовый адрес для направления обращений: ул. Тимирязева, 36, г. Челябинск, 454113, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска.

    Телефоны для справок: (351)266-47-64.

    Земельный муниципальный контроль

    Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором

    Вернуться назад на Муниципальный контроль

    Муниципальный земельный контроль — это деятельность, осуществляемая органами местного самоуправления в целях обеспечения земельного правопорядка посредством принятия мер по предотвращению, выявлению и пресечению нарушений земельного законодательства в границах муниципальных образований, обеспечения соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также индивидуальными предпринимателями и физическими лицами требований использования земель.

    Правовую основу осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), законы и иные нормативные правовые акты Алтайского края, Устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты.

    В соответствии с п.20 ч.1 ст.14 Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

    Согласно ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    Муниципальными правовыми актами являются: Положение о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования (далее — Положение), Административный регламент администрации сельсовета по исполнению муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования» (далее — Регламент), которые должны быть утверждены органами местного самоуправления.

    Читайте так же:  Порядок увольнения при ликвидации организации

    При осуществлении муниципального земельного контроля администрация сельсовета взаимодействуют с Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, комитетом по строительству и архитектуре района, органами внутренних дел, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, депутатами сельсовета, гражданами, юридическими лицами, органами территориального общественного самоуправления и другими общественными организациями (объединениями).

    При осуществлении муниципального земельного контроля выполняются следующие задачи:

    — Выявление и предупреждение земельных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена действующим законодательством;
    — Осуществление контроля за исполнением правовых актов органов местного самоуправления и иных правовых актов, регулирующих земельные отношения;
    — Осуществление контроля за исполнением условий договоров: купли-продажи земельных участков; о предоставлении земельных участков в собственность на безвозмездной основе; аренды земельных участков; безвозмездного срочного пользования земельными участками;
    — Осуществление контроля за соблюдением установленного режима использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием;
    — Осуществление контроля за законностью оснований пользования земельными участками. — Осуществление контроля за выполнением требований по предотвращению уничтожения, самовольного снятия и перемещения плодородного слоя почвы.

    Формами деятельности по осуществлению муниципального земельного контроля являются: обследование земельных участков, проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения физическими, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих вопросы использования земли.

    Обследование земельных участков осуществляется на основании обращений граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, поступивших в администрацию сельсовета.

    Плановые проверки в отношении физических лиц проводятся не чаще одного раза в два года.

    Основанием для проведения внеплановой проверки в отношении физических лиц является обнаружение фактов, указывающих на наличие земельных правонарушений, или получение от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения земельного законодательства.

    Основаниями для проведения внеплановой проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являются:

    1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
    2) поступление в администрацию сельсовета обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
    а) возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    б) причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    Проверки муниципального земельного контроля в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей проводятся с учетом Федерального закона N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и в порядке, установленном Положением, Регламентом.

    По результатам проверки (обследования) должностными лицами администрации сельсоветов составляется акт. Типовая форма акта проверки утверждена Приказом Минэкономразвития РФ N 141.

    К акту проверки (обследования) прилагаются:

    — фототаблица с нумерацией каждого фотоснимка;
    — обмер площади земельного участка;
    — иная информация, подтверждающая или опровергающая наличие нарушения земельного законодательства.

    При осуществлении муниципального земельного контроля выявляются факты:

    — несоблюдения земельного законодательства, требований по использованию земель на территории муниципального образования;
    — самовольного занятия земельных участков или использования их без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю;
    — нарушения порядка переуступки прав пользования землей на территории поселения;
    — нарушений условий договоров: купли-продажи; о предоставлении земельных участков в собственность на безвозмездной основе; аренды земельных участков;
    — загрязнения и захламления земельных участков на территории поселения;
    — использования земель не в соответствии с их целевым назначением.

    Для выполнения возложенных на администрацию сельсовета обязанностей по осуществлению муниципального земельного контроля его специалистам предоставляется право:

    Полученные в ходе проверки материалы с приложениями, сопроводительной запиской и иными документами, подтверждающими наличие нарушения земельного законодательства, в 5-дневный срок после проведения проверки направляются в отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю для рассмотрения и принятия решения.

    Приложениями к материалам проверки могут быть:

    — фототаблица земельного участка;
    — акт (схема) обмера площади земельного участка;
    — правоустанавливающие документы на земельный участок (договоры купли-продажи, аренды, свидетельства о праве собственности на землю, постановления органов местного самоуправления, выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, Акты);
    — копии свидетельства о присвоении ИНН;
    — копия паспорта гражданина РФ;
    — копия СНИЛС;
    — копии свидетельства о регистрации юридического лица;
    — свидетельства о присвоении ИНН юридическому лицу;
    — справки с банковскими реквизитами юридического лица;
    — доверенности представителя гражданина или юридического лица.

    Муниципальные инспекторы направляют материалы в специально уполномоченные органы в случае выявления признаков, указывающих на наличие следующих видов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями КоАП РФ:

    При обнаружении нарушений земельного законодательства, ответственность за которые не предусмотрена КоАП РФ, материалы об указанных нарушениях также подлежат передаче в Уполномоченные органы.

    После составления акта проверки соблюдения земельного законодательства администрация сельсовета принимает меры:

    — по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    — по внесению предложений о дальнейшем использовании земельного участка (освобождении земельного участка, расторжении договора аренды земельного участка, внесении изменений в условия договора аренды земельного участка, прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и т.д.).

    Должностные лица органов муниципального земельного контроля несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий по осуществлению муниципального земельного контроля.

    [2]

    Муниципальная собственность
    Муниципальный орган
    Земельный контроль
    Парламентский контроль
    Социальный контроль
    Читайте так же:  Признание брака недействительным

    Муниципальный земельный контроль

    Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    Законами субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга полномочия органов местного самоуправления на осуществление земельного контроля за использованием земель и установлением порядка его осуществления могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этих субъектов РФ.

    Местное самоуправление согласно ст. 12 Конституции РФ в пределах своих полномочий самостоятельно, и его органы не входят в систему органов государственной власти. Органы местного самоуправления в наибольшей степени приближены к населению, зависят от него; граждане, как никто другой, наиболее заинтересованы в надлежащем состоянии земель и среды своего обитания; им же, как никому другому, известны упущения и правонарушения в области охраны и рационального использования земель.

    В нормативных правовых актах органов местного самоуправления предусматриваются в ряде случаев земельный и природоохранный контроль на территории муниципального образования, включая участие органов самоуправления в контроле за распределением, охраной и использованием земель, находящихся как в частной, так и в государственной и муниципальной собственности.

    Так, согласно Положению о старостах в округах Одинцовского района Московской области, иных муниципальных нормативных правовых актов староста сельского населенного пункта принимает участие в разрешении земельных и иных природоресурсных споров, осуществляет контроль по вопросам качества обработки земель, составляет и представляет в администрацию акты (или докладные) на необработанные (неиспользуемые) земельные участки в пределах населенного пункта, рассматривает в пределах своих полномочий заявления, предложения и жалобы граждан по вопросам отношений в области охраны и рационального использования земель.

    Предусмотренными в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иных законах формах осуществления местного самоуправления и участия граждан в решении вопросов местного значения и деятельности органов местного самоуправления являются референдумы, собрания, конференции и сходы граждан, опросы граждан, народная и правотворческая инициатива.

    В условиях демократических реформ органы территориального общественного самоуправления, другие общественные объединения и граждане наделяются полномочиями по осуществлению контроля за подготовкой и принятием решений о предоставлении (передаче, купле-продаже) гражданам и юридическим лицам прав на использование земель и иных природных объектов.

    Не являющиеся государственными органы местного самоуправления имеют значительные функции по осуществлению земельного, экологического контроля, а также могут наделяться некоторыми государственными контрольными полномочиями.

    Проблемы видятся в существовании близкого к земельному муниципального экологического контроля, который исключается как вид экологического контроля из Федерального закона от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», которым он и был установлен. По Федеральному закону от 22 августа 2004 г. N 122 большинство функций и объектов регионального экологического контроля было передано муниципальным образованиям.

    В последующие годы развитие муниципального контроля пошло вспять: экологический контроль был исключен из федерального законодательства об основных принципах организации местного самоуправления в РФ, откуда была также исключена возможность обладания имуществом, необходимым для осуществления муниципального экологического контроля.

    Подобные решения противоречат концепциям реформы местного самоуправления, формирования гражданского общества и развития конституционного законодательства. Органам местного самоуправления, наиболее приближенным к населению и его интересам, свойственно более эффективно осуществлять действенный земельный, экологический контроль за природопользованием.

    За прошедшие годы в ряде крупных городов создались органы муниципального контроля, воспитались кадры, накопились технические возможности и опыт в области контроля использования и охраны земель и всей окружающей среды. Пренебрежение этим и ликвидация муниципального экологического контроля оказывают негативное воздействие на настроения граждан, которые, осуществляя муниципальный земельный, экологический контроль, могут влиять на обеспечение рационального природопользования, благоприятной окружающей среды и реализацию своих конституционных прав на нее.

    Науке земельного права предстоит упреждать возможные попытки аналогичной ликвидации обременяющего элиту муниципального земельного контроля, в котором можно видеть ростки формирования гражданского общества, провозглашенного правового государства, начало передачи государственных функций управления земельными ресурсами в нижестоящие (или вышестоящие?!) публичные структуры и осуществление массовой борьбы с распространенной коррупцией в области землепользования.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Общественный земельный контроль

    Согласно статье 72.1 действующего ЗК РФ под общественным земельным контролем следует понимать деятельность граждан, которая нацелена на защиту прав и интересов физических и юридических лиц в сфере земельного законодательства.

    Общественный земельный контроль представляет собой отдельный негосударственный орган, цель которого наблюдение за исполнением норм действующего земельного законодательства со стороны государственных органов власти, в том числе и муниципалитета.

    Понятие и функции общественного земельного контроля

    Согласно статье 72.1 действующего Земельного кодекса РФ под общественным земельным контролем следует понимать правомерную деятельность граждан, которая нацелена на защиту прав и интересов как физических, так и юридических лиц в сфере земельного законодательства. В частности, исполнения государством норм Земельного кодекса РФ, правомерности издаваемых актов и решений, которые принимаются.

    Общественный земельный контроль выполняет очень важные функции:

    • предупредительную;
    • информационную;
    • карательную.

    Так, под предупредительными мерами стоит понимать действия, направленные на то, чтобы предотвратить еще не свершившееся противоправное деяние в рамках Земельного кодекса России.

    Например, муниципалитет, изъявляющий желание изъять земельный участок у собственника, собирается принять меры, которые не вписываются в действующее законодательство. Члены общественного земельного контроля могут оказать воздействие, как на муниципалитет, указав на противоправность действий, так и на собственника, который в дальнейшем сможет доказать свою правоту в суде.

    Информационные меры подразумевают сбор информации о тех объектах недвижимости (земли), которая находятся на контроле у ведомств. К примеру, чаще всего именно земельный общественный контроль собирает информацию обо всех объектах конкретного субъекта федерации, которые в дальнейшем могут быть использованы для государственных или муниципальных нужд.

    Читайте так же:  Как взыскать алименты с безработного отца ребенка

    Не говоря уже о том, что информационные меры позволяют отследить, с какой целью используются земельные участки собственниками и представителями государственных органов. Карательные меры подразумевают привлечение всех виновных лиц к ответственности за их правонарушения.

    Субъекты, осуществляющие общественный земельный контроль

    Согласно действующей статье 72.1 Земельного кодекса РФ осуществлять земельный общественный контроль вправе несколько субъектов:

    • граждане;
    • общественные объединения (негосударственные);
    • любые другие некоммерческие организации.

    Примечательно то, что сейчас субъекты экологического (общественного) контроля тоже представляют собой точно такой же перечень.

    Любые объединения, группа граждан или организация, которая не спонсируется государством, может осуществлять контроль за исполнением норм земельного права.

    Часто в практике встречаются добровольные объединения граждан, которые контролируют действия муниципальных органов в отношении земель, находящихся в их ведомстве. При обнаружении нарушений чаще всего объединения докладывают об этом в соответствующие компетентные органы для дальнейшего исполнения правосудия, а затем отслеживают его исполнение.

    Осуществление общественного земельного контроля

    Общественный земельный контроль, согласно статье 72.1 Земельного кодекса РФ, осуществляется исключительно в рамках действующего законодательства.

    Чаще всего общественный контроль начинает свое действие уже на моменте планирования распределения земельного участка, его зонирования, согласования и определения принадлежности будущих объектов, определения того, кому будет отдана на реализацию земля: физическим лицам или юридическим, реализована в государственных и муниципальных нуждах.

    Кроме того, нередко общественные объединения наделяются расширенными полномочиями, после чего могут осуществлять и более расширенные функции. К примеру, способствовать проведению независимой экспертизы экологического характера.

    Для реализации этого права представителям общественного контроля необходимо написать соответствующее ходатайство в муниципалитет, получить согласие на проведение этой экспертизы. По результатам, если обнаруживаются нарушения, представители общественного контроля в земельной сфере имеют право требовать устранения нарушений, отслеживать исполнение, жаловаться в компетентные органы при обнаружении новых нарушений и несоответствий.

    Но, согласно действующему законодательству, полномочия общественного контроля по земельному праву существенно ограниченнее, чем у государственных структур.

    Так, представители земельного общественного контроля не имеют права запрашивать документы по реализации земельных участков, выписывать предписания, осуществлять лицензионную деятельность.

    Кроме того общественным объединениям нельзя нарушать, оглашать и использовать еще каким-то образом сведения, составляющие государственную тайну, если она стала им известна, нарушать коммерческую тайну. Не говоря уже о том, что категорически запрещается проникать на частную собственность без соответствующего документа, который выписывается только муниципальным работникам и государственным служащим.

    Однако раз законодательством четко не дается определения, как именно должен осуществляться земельный общественный контроль, представители этого контроля могут проявлять инициативу. Так, при обнаружении несоответствий земельному праву представители имеют право обращаться к муниципалитету или государственным органам с требованием устранения этих самых несоответствий.

    Примечательно, что существуют даже международные общественные объединения, который осуществляют контроль не только за исполнением норм земельного, но и экологического законодательства, природопользования, охотничьей и рыболовной деятельности.

    Например, международное объединение «Гринпис». В его полномочия входят все вышеописанные права: они отслеживают исполнение требований по исполнению норм закона и соответствие законодательству, выдвигают инициативы по улучшению экологической обстановки, по охране животных и природы. И существует таких организаций не так уж и мало.

    Также общественные объединения в земельном законодательстве, объединенные в профессиональные союзы (например, фермеров), имеют расширенный спектр полномочий. Они не только осуществляют контроль за состоянием и использованием земельных участков, но и представляют интересы работников, которые осуществляют деятельность на этой земле.

    Например, земледельцы, выращивающие культуры на продажу в больших масштабах, могут ратовать за то, чтобы получить еще один земельный надел для окультуривания, находящийся в муниципальной собственности, по упрощенной форме. Общественные объединения подбирают аргументы и доказательства для реализации этого права, а муниципалитет, если нет противоречий, предоставляет землю профсоюзу.

    Результаты проведения общественного земельного контроля

    Муниципальный и общественный земельный контроль осуществляют наблюдение за исполнением норм земельного законодательства и соответствие определенных действий земельному законодательству. И результатом их деятельности является исправление нарушений, противоречащих нормам действующего Земельного кодекса РФ.

    Так, после обращения общественного объединения в соответствующий компетентный орган, тот обязан провести проверку, выписать предписание, проследить за его исполнением. А земельный общественный контроль, в свою очередь, параллельно отслеживает, чтобы все было проведено в рамках закона.

    К сожалению, есть и существенные ограничения, преодолеть которые общественные объединения пока не могут, поскольку на законодательном уровне это не прописано. К примеру, общественному земельному контролю нельзя пересекать и нарушать границы частной собственности до тех пор, пока собственник не даст на это согласия.

    Поэтому самым действенным способом осуществления общественного земельного контроля являются жалобы, заявления и иски о призвании к ответственности нарушителей законодательства в земельной сфере.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    При этом, судебные слушания, которые проводятся в открытой форме, не запрещают представителям присутствовать на заседаниях, выдвигать свои аргументы, предъявлять доказательства и всячески способствовать разрешению дела в рамках действующего законодательства.

    Источники


    1. Скуратовский, М. Л. Подготовка дела к судебному разбирательству в арбитражном суде первой инстанции / М.Л. Скуратовский. — М.: Wolters Kluwer, 2018. — 200 c.

    2. ред. Корельский, В.М.; Перевалов, В.Д. Теория государства и права; М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2012. — 616 c.

    3. Конев, Д. В. Признание и приведение в исполнение иностранных судебных актов по гражданским и торговым делам в Германии и России. Сравнительно-правовой анализ / Д.В. Конев. — М.: Wolters Kluwer, 2015. — 262 c.
    4. Власова, Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 226 c.
    5. Муниципальный земельный контроль
      Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here